Адрес:
628309 Тюменская область,
г . Нефтеюганск 3 мкр. дом 21.
Тел.: +7 (3463) 250-156
e-mail:conra@admoil.ru

Трудные подростки
Термином "трудный ребенок" в сложившейся педагогической практике обозначают подростка, требующего коррекции его личности. Некоторые подростки отличаются озорством, недисциплинированностью, грубостью. К ним особенно необходим индивидуальный подход и, прежде всего установление истоков их недисциплинированности.
Работа с этими подростками предполагает целенаправленную организацию их активности, инициативы, уважение достоинства, прав на определенную самостоятельность.
Определенную группу составляют дети, поведение которых характеризуется отсутствием желания и привычки к трудовому усилию - ленью. Родителям и учителям необходимо подмечать и поощрять проявляющиеся стремления, усилия такого ребенка, пробуждал в нем потребность трудиться. Выделяются и подростки, для которых наиболее характерным отрицательным качеством является лживость. Борясь против такого недостатка, следует различать фантазирование и сознательное искажение истины. Ложь может быть следствием страха перед наказанием, стремления скрыть неблаговидный поступок, желания самоутвердиться, вызвать внимание окружающих. Типичны случаи лжи и как своеобразного понимания подростками товарищества, средства сокрытия проступка товарища. Необходима кропотливая работа, чтобы, во-первых, выяснить причины детской лжи, во-вторых, создать обстановку правдивости, доверия, взаимного уважения и требовательности при тактичном показе всей неблаговидности лжи, ее взаимосвязи с трусостью, лицемерием.
Наиболее сложна воспитательная работа с глубоко педагогически запущенными детьми. Их характеризуют преимущественно импульсивное поведение, отрицательные, в том числе не свойственные возрасту, потребности, искаженное представление о дружбе, товариществе, долге, чести. У таких подростков нередко деформированы духовные, познавательные, эстетические потребности. Попытки выправить "трудновоспитуемость" подростков лишь путем словесных воздействий бесплодны. Добиться результата можно лишь путем вовлечения трудных подростков в разнообразную деятельность, вызывающую у них интерес и напряжение всех сил.
Изучение совершенных подростками правонарушений показывает, что у значительной части детей эти проступки явились следствием их притязаний на взрослость, превратного осознания своих прав, стремления добиться их признания со стороны взрослых. Причинами конфликтной ситуации, ведущей к нравственной деформации личности подростков, являются в основном недостатки семейного воспитания, усугубляемые плохой воспитательной работой в школе. Характерно, что для подавляющего большинства семей подростков-правонарушителей типичны стяжательство, собственническая психология, неуважение к людям, лицемерие, грубость, нечестность, тунеядство, алкоголизм, создающие ту неблагоприятную микросреду, которая является одной из важнейших причин появления трудных детей.
В основном, в семьях просто не умеют правильно воспитывать детей из-за низкого культурного уровня, или не могут из-за целого ряда причин, где известную роль играют и такие, как занятость, болезнь и пр.
Если взрослый видит в трудном ребенке только отрицательные черты и качества, не умеет, а подчас и не желает понять сложные душевные переживания подростка, то у него возникают своеволие, грубость и другие формы протеста.
Большинство трудных подростков, несмотря на высказываемое желание трудиться, не любят физической работы и предпочитают ей бесцельное времяпрепровождение. Поэтому одним из первоначальных этапов построения системы воспитательных воздействий, имеющей целью формирование нормальных нравственных качеств личности трудного подростка, является не только создание соответствующей обстановки и подчеркнуто доброжелательного отношения взрослых, но и, как говорилось выше, включение таких подростков в целенаправленно организованные многообразные виды деятельности как дома, так и в школе, в интернате. Подавляющее большинство трудных подростков положительно относятся к тем видам труда, в которых можно проявить свою самостоятельность, занять определенное место в коллективе.
Одним из важнейших принципов является опора на положительные качества подростка. Для воспитателя недопустимо категорическое осуждение "трудного”, высказывание окончательных мрачных прогнозов типа "из такого-то все равно толку не будет” или "он законченный преступник”, "он все равно кончит в тюрьме” и т. д. Умение видеть положительное в поведении "трудного”, умение опираться и развивать это хорошее – важнейшее условие успешной социально-педагогической реабилитации.
Отнеситесь к проблеме "трудного” ребенка, прежде всего с позиции понимания трудностей самого ребенка.
Не забывайте, что ребенок в какой-то степени наше отражение. Не уяснив причин его трудности, не устранив их, мы не сможем помочь ребенку. Поднимитесь над вашими собственными проблемами, чтобы увидеть проблемы вашего ребенка.
К трудностям в воспитании отнеситесь по-философски. Они всегда имеют место. Не следует думать о том, что есть "легкие” дети. Воспитание ребенка – дело всегда трудное, даже при самых оптимальных условиях и возможностях.
www.sexy-online.ru/www.shablony.info