Адрес:
628309 Тюменская область,
г . Нефтеюганск 3 мкр. дом 21.
Тел.: +7 (3463) 250-156
e-mail:conra@admoil.ru

Главная » Образование » Югорский трамплин » «Современные родители. Какие трудности они испытывают в воспитании детей?». Консультация
«Современные родители. Какие трудности они испытывают в воспитании детей?». Консультация
Почти каждый родитель испытывает трудности, когда отвечает на вопрос: что конкретно нужно делать каждый день, чтобы вырастить счастливого ребенка?
Почти каждый родитель страдает от недостатка знаний и опыта в области воспитания, ведь этому не учат в школе, это не проходят в вузе.
Почти каждый родитель мучается сомнениями, правильно ли он поступает, воспитывая ребенка, ведь вокруг переизбыток мнений и взглядов о том, что хорошо, а что плохо для малыша.
А вопрос:
Как правильно воспитать ребенка?
всегда остается актуальным.
Вырастить и правильно воспитать ребенка – очень тяжелый труд. Большинство родителей сталкиваются со многими проблемами воспитания детей. Некоторые из них устраняются довольно легко, другие же требуют значительных физических и психологических усилий, а иногда, и консультации психолога либо медицинского специалиста. Рассмотрим особо распространенные проблемы воспитания современных детей и возможные способы их решения.
Как развивать любознательность ребенка?
На протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, которая затем перерастает в познавательную активность. Если мы не научим ребенка мыслить в дошкольном возрасте, то учить его этому в школе будет неэффективно, потому что ушел безвозвратно наиболее благоприятный период для развития мышления ребенка.
Как быть…
Много рассказывайте детям об увиденном, побуждайте детей наблюдать, выделять, обсуждать, обследовать и определять свойства, качества и назначение предметов, делитесь воспоминаниями из своего детства.
Проводите с детьми целенаправленную работу по упорядочиванию их представлений о мире. Собственным примером демонстрируйте бережное, созидательное отношение к окружающим людям, к предметам.
Поддерживайте интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов, наблюдения и экспериментирования.
Побуждайте детей задавать вопросы об окружающей действительности, об интересующих объектах и явлениях.
Выводите детей на экскурсии для накопления непосредственных впечатлений.
Знайте интересы и привязанности ребенка и учитывайте его интересы и пожелания при планировании и проведении познавательно-развлекательных мероприятий.
Предлагайте детям развивающие игры типа: «Найди отличия», «Составь картинку», «Путаница», «Что было бы, если…», «Какой игрушки не стало?» и др.
Создавайте дома или в детском саду условия для самостоятельной познавательной деятельности. Например, создайте уголки экспериментирования, внесите песок и воду, создайте возможность для приготовления пищи. Развесьте различные схемы, модели, карты, пиктограммы, позволяющие детям действовать самостоятельно.
Занимаясь с ребенком, создавайте условия для более эффективного развития отдельных познавательных процессов. Например: развивать воображение в изобразительной деятельности и др.
Сдерживайте себя! Не стремитесь сделать за ребенка то, что он может сделать сам, не давайте готовых ответов на вопросы детей, побуждайте их думать, рассуждать, высказывать свои предположения. Пусть дети придумывают варианты решений разных ситуаций. Не забывайте при этом предоставлять детям право выбора.
Как развивать умственные способности?
Если вы хорошо учитесь в школе, то про вас говорят, «умный», «способный». Но не всегда это так. Выучить предмет можно, а вот приобрести другие умственные навыки бывает достаточно сложно.
Как быть…
Для развития умственных способностей можно посоветовать несколько способов. Никогда не переставайте читать. Читайте в любом возрасте и не только развлекательную литературу, но и научно-познавательную, художественную, биографическую, историческую. Это расширит ваш кругозор, вы станете более образно мыслить, у вас появится художественный вкус. Если книга вам сразу показалась непонятной, можно отложить ее, а через некоторое время прочитать повторно. «Войну и мир» многие стали воспринимать лишь в зрелом возрасте. В школе это произведение именно «проходят», не вникая ни в слог, ни в образы, и в сюжет толком тоже. Чтение помогает развитию интеллекта, более объемному мышлению. Ведь не зря говорили, что книга – источник знаний. В интернете вы тоже найдете много чего интересного, но это уже не то чтение.
Для развития памяти можно предложить решение кроссвордов, различных головоломок, стараться запоминать и пересказать то, что вы посмотрели или прочитали накануне, а то и несколько дней назад. Для развития внимания можно посоветовать чаще сосредотачиваться на каких-то определенных задачах, не отвлекаться на постороннее и не раздражаться, если вас отвлекают, помня о своей главной задаче.
Подробнее:
http://www.kakprosto.ru/kak-17203-kak-razvivat-umstvennye-sposobnosti#ixzz41H7yhiCs
Как определить уровень развития ребенка?
Новые умения малыша - улыбка, ползание, ходьба - доставляют родителям радость и вызывают неподдельное восхищение. Но сравнивая своего ребенка с другими детьми, мамы часто огорчаются, что у подруги сын начал ходить раньше, а у соседей дочка уже говорит и даже знает цифры в год. Всегда ли такие сравнения обоснованы? Ведь существуют нормы физического и психического развития детей, и именно на них нужно ориентироваться при определении уровня развития ребенка. Отставание от этих норм и даже их опережение – показатели отклонения от нормального развития.
Как быть…
Понаблюдайте за своим ребенком. Коротко напишите, что он умеет, чего достиг к своему возрасту. Наблюдения можно фиксировать, разбивая на составляющие: развитие речи, познавательные процессы, моторное развитие, самообслуживание. На другом листке напишите то, что, на ваш взгляд, малыш мог бы освоить к своему возрасту, но на самом деле не умеет.
Сравните свои наблюдения с нормами развития детей в этом возрасте. Такие показатели чаще всего оформлены в виде таблиц. Каждая таблица – это труд, составленный коллективом авторов на основе научных данных и длительного наблюдения за группами детей. Любой тест считается надежным, если прошел апробацию не менее, чем на двух тысячах людей.
Определите, есть ли у ребенка опережение в развитии по каким-либо показателям. Это может свидетельствовать о наличии у него одаренности в определенной области знаний или об отклонении в развитии. Одаренность проявляется на фоне нормального развития по всем остальным показателям. Отклонением можно считать высокие показатели в одной области, и отставание во всех остальных. Например, ребенок в 2 года начинает читать, но не умеет пользоваться горшком, не интересуется игрушками, не выражает положительные эмоции при встрече с родителями.
Проведите эксперименты по усвоению детьми необходимых навыков в соответствии с возрастом. Наблюдение не всегда дает точную картину уровня развития, т.к. проявление некоторых навыков приходится ждать несколько дней. Можно специально организовать деятельность ребенка: «Покажи носик у куклы. А где у Оли носик?» - в норме, к 2-м годам ребенок безошибочно показывает одну часть тела у себя и у других. Содержание экспериментальных заданий также можно найти в таблицах норм развития детей.
Проанализируйте данные медицинской карты вашего ребенка. Рост, вес, частота заболеваний – важные диагностические показатели его развития в целом. Маленький рост или большой вес могут быть следствием и генетических особенностей ребенка, но их динамика укажет, насколько эффективные условия созданы в семье для нормального развития ребенка.
Кроме того, для развития умственных способностей желательно чередовать умственную и физическую работу, хотя бы на несколько минут. Мозг человека создан так, что и ему требуется отдых, и лучшим отдыхом для него является физическая работа, в этот момент мозг отключает некоторые свои функции, и напряжение понемногу уходит.
Как помочь ребенку планировать свою деятельность?
Мы говорим: важно воспитать самостоятельность, ответственность; ребенок – субъект своей деятельности; работа с детьми должна строиться с учетом собственной активности ребенка.
Вместе с тем иные воспитатели настолько привыкли продумывать, выстраивать и организовывать каждую минуту жизни детей в детском саду, что доныне пишут в конспектах занятий возможные ответы детей на вопросы воспитателя. Попробуйте спросить детей вашей группы: «Что сейчас будет, что будет после занятий?» – «Не знаю».
Это истина. И это камень преткновения.
Как быть…
Принять как данность то, что даже маленький, 2-3-летний ребенок не может быть, а является субъектом собственной деятельности. Он сам вам об этом заявляет, утверждая и настаивая: «Я сам!».
Твердо знать, что у ребенка есть компетенции, полученные им по праву рождения человеком: действовать, двигаться, общаться, включаться в группы и выходить их них, играть. Это его право.
Чтобы право не превратилось в анархию и беспорядочность, можно и нужно помочь ребенку планировать его деятельность.
Установить обязательное (прежде всего, для вас) время, когда вы все вместе планируете весь день, или только время после сна, или предстоящее всему детскому коллективу дело. Например, это может быть утро понедельника (утро радостных встреч) или утро каждого дня до/после завтрака.
Коротко расскажите детям, что вы предлагаете им: «Сегодня у нас два занятия. На рисовании я помогу вам научиться рисовать птичку. А на математике мы будем считать до десяти». Это первый шаг, и только о занятиях. Второй и многие другие: «Подумайте и решите, чем бы вы сами хотели сегодня заниматься».
Поддержите ребенка, первым высказавшего свою идею: «Андрюша решил построить дом. Где ты его будешь строить? Какие материалы тебе нужны? С чего ты начнешь? Нужны ли тебе помощники? Кого бы ты хотел пригласить строить вместе с тобой? Что ты поручишь Илюше? И т. д.
Важно, чтобы у детей формировался образ и образец планирования.
Не забывайте о планах детей. Спрашивайте о результатах, успехах и неудачах.
Следует ли включать в планирование сразу всю группу? Это будет зависеть от вас, детей вашей группы и дела, о котором вы хотите поговорить.
Как общаться с ребенком, не лишая его инициативы?
Дети не смогут обнаружить и использовать свои внутренние ресурсы и испытать силу своих потенциальных возможностей, если для этого нет соответствующих условий. Ответственности нельзя обучить. Ответственности научаются только на собственном опыте. Когда мы принимаем решения за ребенка, мы лишаем его возможности самореализовываться, проявлять инициативу и творческие способности, приобретать автономность.
Дети тысячи раз в день в самых разнообразных ситуациях провоцируют нас на принятие решений за них: «Во что мне поиграть?», «Какую рубашку мне надеть?», «Каким цветом рисовать небо?» и т. д.
Как быть…
Использовать ответы, возвращающие ребенку ответственность, тем самым помогая ему обрести внутреннюю мотивацию и чувствовать себя хозяином ситуации.
Например, ребенок протягивает воспитателю кубик и спрашивает: «Что это?»
Невероятное удовольствие слышать вопросы детей.
Вот уж где простор для педагогической самореализации – понять вопрос, сделать мгновенный вывод о любознательности и уме ребенка, о сфере его интересов, вывернуться самой наизнанку и показать свою осведомленность и мало ли чего еще. Случается – вопрос короткий и конкретный. Ответ пространный и многозначительный.
Смысл этого вопроса не в познании. Назвать игрушку – значит подавить креативность ребенка, структурировать его деятельность или удержать инициативу в собственных руках. Ответственность можно вернуть, сказав: «Это может быть всем, чем ты захочешь».
В зависимости от вопроса ответ может звучать иначе: «Реши сам», «Это ты можешь сделать/выбрать/придумать сам».
Если ребенку нужна помощь, чтобы справиться с работой, которую он не может закончить сам, без посторонней помощи, можно сказать: «Покажи мне, что именно я должна сделать», «Скажи мне, что сделать, чтобы помочь тебе».
Когда ответственность возвращается к ребенку, он начинает думать и придумывает такие варианты действий, которые не пришли бы на ум взрослому.
Что стоит за «плохим» поведением
Случается, что ребенок регулярно демонстрирует негативное поведение: показное непослушание, физическую или вербальную агрессивность, жестокость, злоупотребляет своими способностями.
Следует одновременно сделать три вещи:
Определить возможные факторы, обусловливающие поведение ребенка, и приступить к их изменению.
Создать дома сада атмосферу заботы, понимания, поддержки и поощрения, чтобы у детей отпала необходимость демонстрировать вызывающее поведение.
Конструктивно вмешиваться в тех ситуациях, когда ребенок ведет себя плохо, корректировать такое поведение, обучать навыкам самоконтроля и самоуважению.
Как быть…
Эффективной стратегией помощи детям, демонстрирующим негативное поведение, является предоставление им самостоятельности. У детей должна быть возможность самостоятельно делать выбор, принимать на себя лидерство и ответственность. Детям важно, чтобы их принимали всерьез и поручали сложные задания.
Еще один способ профилактики плохого поведения состоит в том, чтобы ясно объяснять детям, чего от них ждут. Следует готовить успех детей, а не подлавливать их на ошибках и воспитывать на отрицании их поведения.
Наименее эффективный способ реагирования – наказание.
Большинство детей, демонстрирующих негативное поведение, уже чувствуют себя деморализованными и слабыми. Наказание только обостряет их чувства, ухудшает реакцию на воспитателя, приводит к соперничеству между ребенком и взрослым вместо доверия и уважения.
Когда и как помогать ребенку?
Маленький, беспомощный – как ему не помочь. Одеваем, обуваем, водим рукой, подсказываем слова, говорим и думаем за него…
Возмущаемся: какой несамостоятельный! Тревожимся: научится ли? В результате перестраховываемся и лишаем ребенка возможности реализовывать свои компетенции и приобретать компетентности.
На что ребенок имеет право, то есть что в его компетенции: устанавливать отношения и общаться с разными людьми, высказывать свои суждения, мысли и чувства, начинать и совершать совместные действия, пробовать и ошибаться, делать по-своему, а не по образцу и многое другое.
Как быть…
Прежде чем помогать, следует понаблюдать – а требуется ли помощь?
Подумать, чем вызвано желание помочь: потребностью ребенка или желанием взрослого ускорить события (быстрее одеть), придать игре нужное русло (по сути, переключить), услышать желаемый ответ, увидеть ожидаемое действие (сделать за него).
Помогать следует тогда, когда ребенок просит о помощи.
Сначала спросите: что ты хотел сделать, что именно у тебя не получается, как бы ты хотел это сделать, если бы умел сам. Какая помощь тебе нужна, чем я могу помочь тебе, кто может помочь, к кому бы ты обратился за помощью?
Таким образом вы поможете ребенку осознать затруднение и оформить его словами.
После того, как затруднение будет обозначено, можно правильно определить, какая помощь нужна – подсказка, поддержка, одобрение, подтверждение правильности действий, показ и т. п.
Если ребенок будет иметь возможность действовать осознанно и самостоятельно, он будет приобретать собственный уникальный опыт.
Таким образом мы будем способствовать развитию его компетентности и автономности.
www.sexy-online.ru/www.shablony.info